По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Правительства Забайкальского края от 15.01.2013 N 1-Р "О Концепции формирования условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края на период 2013 - 2025 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 января 2013 г. № 1-Р

О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО,
ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД
2013 - 2025 ГОДОВ

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях формирования региональной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию формирования условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края на период 2013-2025 годов (далее - Концепция).
2. Утвердить прилагаемый План мероприятий на 2013-2017 годы по реализации Концепции формирования условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края на период 2013 - 2025 годов (далее - План мероприятий по реализации Концепции).
3. Установить, что методическое руководство и координацию работ по реализации Концепции осуществляет Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края.
4. Ответственным исполнителям Плана мероприятий по реализации Концепции ежегодно до 15 июля и до 15 января представлять в Министерство трудовых ресурсов и демографической политики Забайкальского края информацию о ходе его реализации.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края в срок до 1 июня 2013 г. разработать муниципальные планы мероприятий по реализации Концепции.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам Н.Н. Жданову.
7. Настоящее распоряжение опубликовать в уполномоченных органах печати.

Губернатор
Забайкальского края
Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН





Утверждена
Распоряжением
Правительства Забайкальского края
от 15 января 2013 г. № 1-Р

КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО
И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2013 - 2025 ГОДОВ

1. Введение

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха - эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека.
Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, уважающего права и свободы личности, являющегося носителем гуманистических ценностных ориентаций, обладающего высокой духовно-нравственной культурой.
На совещании, посвященном проблематике воспитания нравственности и патриотизма в современной России, которое состоялось 12 сентября 2012 г. в Краснодаре, Президент Российской Федерации В.В. Путин говорил о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну, о том, что культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды - это сфера жесткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.
Данная Концепция формирования условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края на период 2013-2025 годов (далее - Концепция) призвана стать основой подготовки организационных и методических документов, программ деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и других структур по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию населения Забайкальского края.
Формирование региональной системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения предполагает разноуровневую включенность таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом.
Система должна обладать высоким уровнем комплексности, охватывать своим воздействием все поколения, пронизывая все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, правовую, педагогическую. Она должна стать неотъемлемой частью всей жизнедеятельности региона, его социальных и государственных институтов.
Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации поручений Губернатора Забайкальского края от 15 мая 2012 г. № ПП-39-12, данных по предложениям депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края в результате обсуждения отчета Губернатора Забайкальского края о деятельности Правительства Забайкальского края за 2011 год.

2. Теоретические основы гражданского, патриотического
и духовно-нравственного воспитания населения

2.1. Сущность и содержание гражданского, патриотического
и духовно-нравственного воспитания населения

Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, способности противостоять негативным факторам современного общества); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления рассудительности, доброй воли, умению выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей).
Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром; на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Чтобы объединить усилия органов власти, различных ведомств и организаций, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, нужна единая региональная политика в области гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края и соответствующая этой политике региональная система воспитания и просвещения населения, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.
Основа гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания закладывается в семье. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, социальные службы, традиционные религиозные конфессии способствуют популяризации семейных ценностей в обществе, оказывают поддержку семьям во внедрении традиционных и новых методов семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма. Средства массовой информации и коммуникации, литература, искусство призваны играть активную и позитивную роль в сфере гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания в семье, формировать у населения потребность в активной жизненной позиции, рассказывать о примерах личного вклада родителей и детей в дело служения Отчизне, поднимать престиж Забайкальского края на примере достойных земляков, закреплять в сознании граждан образ патриота как носителя высших общественных идеалов.
Методологической основой гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края становятся нормы и традиции народной культуры, представленные в различных аспектах:
нравственно-этическом (в контексте нравственного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, миром),
культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),
этнокультурном (на основе национальных традиций народов Забайкалья).
Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание населения края предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти края и общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных традиций края.
2.2. Цели, задачи и принципы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения
Цель - воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.
Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоев населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей Родины.
Цель основана на идее полноценного участия личности в решении общественно значимых задач и предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким освоением основ социальных наук.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
служение своему Отечеству и народу;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;
формирование бережного отношения к людям; культурному наследию народов России; окружающей природе; истории и традициям Забайкальского края;
усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;
усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;
гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепление семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;
утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни;
формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку;
формирование в обществе ценности труда во всех его формах и проявлениях;
повышение социального статуса рабочего человека;
привлечение молодежи в производственную сферу.
Концепция основана на следующих принципах:
принцип системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края;
принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации определяют направленность и характер мировоззрения личности;
принцип адресного подхода в гражданском, патриотическом и духовно-нравственном воспитании населения, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения населения и его ценностных установок, ориентированных на интересы края. Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении;
принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования гражданина, патриота, духовно-нравственной личности;
краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности (микрорайона, города, села, района, края и т.д.). Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий жизнедеятельности на территории своей местности; сохранение памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т.д.);
принцип воспитания на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п.;
лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа;
принцип информационной защищенности. Признание прав человека на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.
Все вышеуказанные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе.

2.3. Основные понятия и определения

Социализация - процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества.
Толерантность - уважение, принятие и понимание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, условие существования плюрализма демократического общества, основа ненасильственного решения проблем и конфликтов на всех уровнях социума.
Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Духовность - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу к какому-либо им предпочтенному идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и тем самым одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Патриотическое воспитание включает в себя направления военно-патриотического, гражданского, духовно-нравственного и историко-краеведческого воспитания.
Гражданское воспитание - воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающее приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.
Духовно-нравственное воспитание - усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей. Носителями этих ценностей являются: многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество.

2.4. Основы организации работы по гражданскому,
патриотическому и духовно-нравственному воспитанию
населения

Формирование условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике региона в области воспитательной деятельности.
Система гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения включаете себя соответствующие государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию населения Забайкальского края.
Система гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных поставленных в Концепции задач, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Забайкальского края и Российской Федерации в целом.

3. Концептуальные направления (приоритеты) формирования
условий для гражданского, патриотического и
духовно-нравственного воспитания населения

3.1. В сфере образования

Включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений и общественных организаций;
включение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в деятельность образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, вовлечение в данную работу родителей и общественных организаций;
проведение конференций, семинаров, совещаний по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
организация профильных смен историко-краеведческой, духовно-патриотической направленности для детей и подростков;
организация внешкольных мероприятий: экскурсии, десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства;
усиление взаимодействия семьи и школы для духовно-нравственного развития и гражданского воспитания детей и молодежи;
создание научно-методических рекомендаций и проектов наглядных пособий по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для различных уровней системы образования;
проведение серии установочных научно-практических семинаров по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для руководителей образовательных учреждений, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для специалистов разных уровней;
разработка положений и проведение конкурсов ученических работ школьников, научных работ студентов и молодых ученых региона по гражданской, патриотической и духовно-нравственной тематике;
разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учетом возрастных особенностей восприятия учащимися материала гражданского, патриотического и духовно-нравственного содержания;
совершенствование системы мониторинга по определению уровня воспитанности выпускников образовательных учреждений.

3.2. В сфере здравоохранения и развития физической культуры
и массового спорта

Разработка и внедрение региональных стратегий, направленных на повышение правовой и потребительской культуры населения, с приоритетными ценностями здорового образа жизни как основы устойчивого развития Забайкальского края;
развитие службы здоровья - центров, отделений, кабинетов медицинской профилактики и планирования семьи, кабинетов здорового ребенка, кабинетов медико-психологической помощи, консультативных поликлиник по профилактике и борьбе со СПИДом;
разработка и внедрение современных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения;
укрепление здоровья детей и подростков, совершенствование профилактических мероприятий по снижению детской смертности от управляемых причин;
усиление профилактической направленности медицинской помощи, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению;
организация работы школ и университетов общественного здоровья;
совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья, формирования у населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни, обучение населения методам самоконтроля состояния здоровья и методам самооздоровления;
развитие системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физической подготовленности и развития;
развитие центров социальной и культурной фасилитации и сопровождения для детей с ограниченными возможностями;
повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, в том числе малых форм по месту жительства, и повышение эффективности их использования;
непоощрение развития видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости;
создание условий для организации семейного отдыха;
усиление информационно-просветительской работы с несовершеннолетними по вопросам здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, пропаганда ценностей здоровья в средствах массовой информации;
формирование и сохранение психологического здоровья населения, в том числе детей и подростков, позволяющего каждому человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию общества;
формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять негативным факторам современного общества.

3.3. В сфере культуры

Сохранение уважения к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к отечественной истории, которые являются базой для укрепления единства и суверенитета страны, служат основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений;
возрождение этнокультуры и традиций народов многонационального Забайкальского края, включая национальные обычаи, обряды, родной язык, через создание художественных произведений, концертных программ, театральных постановок, организацию фестивалей, праздников и иных видов массовых мероприятий, проведение этнографических экспедиций;
активизация различных форм семейного досуга, трансляция через семью нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций;
укрепление материальной базы учреждений культуры, создание центров духовно-нравственного воспитания;
разработка и реализация информационных инвестиционных проектов в сфере культуры, в том числе направленных на формирование имиджа Забайкальского края как крупного культурного центра;
рост числа публикаций, посвященных информации о культурной жизни Забайкальского края в средствах массовой информации.

3.4. В сфере семейной политики

Всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
содействие популяризации семейных ценностей в обществе, оказание поддержки семьям во внедрении традиционных и новых методов духовно-нравственного, семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма;
возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;
объединение усилий органов государственной власти Забайкальского края и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению социального института семьи; взаимодействие органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на поддержку семьи;
создание условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей, переход от малодетности семьи к социальным нормам среднедетности (2-3 ребенка);
обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье;
формирование позитивного "просемейного" общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;
повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей.

3.5. В сфере молодежной политики

Разработка нормативно-правовой базы, определение стандартов в сфере региональной молодежной политики;
наличие развитого программно-целевого подхода к осуществлению деятельности;
развитие системы информационного обеспечения молодежной политики, развитие системы мониторинга состояния реализации молодежной политики (обратная связь);
повышение уровня гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи;
наличие активных общественных молодежных организаций и представительных органов (студенческого совета, молодежной палаты, советов молодых специалистов в организациях);
формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни края;
повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижение уровня безработицы, рост деловой активности и предприимчивости молодежи;
улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодых семей, повышение уровня рождаемости;
пропаганда семейных ценностей, снижение числа разводов;
улучшение физического здоровья и психического состояния молодых людей, снижение уровня наркомании и алкоголизма в молодежной среде, формирование у молодых граждан потребности в здоровом образе жизни;
развитие молодежного спорта и туризма;
развитие инфраструктуры молодежного досуга в крае;
снижение количества правонарушений среди подростков и молодежи.

3.6. В сфере использования средств массовой информации

Соблюдение требований действующего законодательства о рекламе, развитие социальной рекламы на территории Забайкальского края;
обеспечение защиты детей и подростков от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
увеличение количества радио- и телепередач, публикаций, демонстрирующих положительные модели социального поведения, формирующих толерантное сознание;
усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональными средствами массовой информации (далее - СМИ), активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;
активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в СМИ, преодоление при этом сложившихся негативных стереотипов и комплексов;
целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идеи, противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в СМИ, литературе и искусстве;
разработка рекомендаций по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности для местных СМИ;
организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в СМИ;
привлечение печатных и электронных СМИ для формирования "просемейного" общественного мнения, пропаганды ценностей семьи, семейного образа жизни, семейных форм воспитания детей, позитивного опыта становления молодых семей, ответственного материнства и отцовства, многодетности;
использование СМИ и иных информационных ресурсов при проведении пропагандистской деятельности, популяризации ценностей российского общества (здоровье, семья, Родина, патриотизм, труд, служение отечеству, толерантность, права человека, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и пр.);
регулярное освещение в СМИ итогов работы в сфере духовно-нравственного воспитания.

4. Оценка результативности гражданского, патриотического
и духовно-нравственного воспитания

Оценка результативности гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.
Результатом функционирования системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и культурный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в регионе, активизация духовного и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков.
Отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края.

5. Механизм реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает разработку и реализацию Плана мероприятий на среднесрочный период (до 5 лет), а также разработку и реализацию краевых целевых программ, принятие законов Забайкальского края и иных нормативных правовых актов по основным направлениям, определенным в Концепции.

6. Финансовое обеспечение реализации Концепции

Краевые целевые программы, направленные на реализацию положений Концепции, финансируются за счет средств бюджета Забайкальского края, за счет внебюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством. Финансирование мероприятий Концепции будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в бюджете Забайкальского края. Дополнительных финансовых средств на реализацию Концепции не потребуется.





Утвержден
Распоряжением
Правительства Забайкальского края
от 15 января 2013 г. № 1-Р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО,
ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД 2013 - 2025 ГОДОВ


№ п/п Содержание мероприятия Сроки Ответственные исполнители
исполнения

1 2 3 4

1. В сфере образования

1.1 Проведение патриотиче- 2013-2014 Министерство образования, науки
ской акции "Я - годы и молодежной политики
гражданин России" Забайкальского края(далее -
Минобразования)

1.2 Изучение курса 2013-2017 Минобразования
"Основы.религиозных годы
культур и светской
этики" вобразовательн-
ых учреждениях
Забайкальского края

1.3 Проведение научно- 2013-2017 Минобразования, Министерство
практических конферен- годы культуры Забайкальского края
ций, совещаний и рабо- (далее - Минкультуры)
чих семинаров
по вопросам духовно-
нравственного воспита-
ния, в том числе по
темам "Воспитательный
потенциал народной
традиционной культу-
ры"; "Этнокультурное
пространство Забай-
кальского края" и др.

1.4 Проведение краевых 2013-2015 Минобразования
конкурсов среди годы
образовательных учреж-
дений по внедрению
обучающих, развивающих
и спортивных программ
для детей младшего
возраста, созданию
современной инфрастру-
ктуры и здоровье
сберегающего простран-
ства

1.5 Проведение краевого 2013-2014 Минобразования
заочного конкурса годы
рисунков и фотографий,
стенгазет, посвященно-
го Победе армии и
народа в Великой
Отечественной войне

1.6 Развитие Забайкальско- 2013-2014 Минобразования
го краевого тимуровс- годы
кого движения

1.7 Организация дистанцио- 2013-2015 Минобразования
нного образования годы
детей-инвалидов
(приобретение
специального
оборудования, создание
ресурсных центров)

1.8 Создание условий для 2013-2015 Минобразования
медико-психолого-педа- годы
гогической реабилита-
ции детей-инвалидов в
образовательных учреж-
дениях специальных
(коррекционных)

1.9 Подготовка резерва 2013 год Министерство международного
экскурсоводов на базе сотрудн ичества, внешнеэкономи-
Краевой школы юных ческих связей и туризма
экскурсоводов Забайкальского края (далее - Ми-
нистерство к МСВЭСТ)

1.10 Ведение постоянно 2013-2017 Минобразования
действующих рубрик годы
"Традиции духовно-нра-
вственного воспитания"
на информационных сте-
ндах образовательных
учреждений всех типов
и видов

1.11 Подготовка и проведе- 2013-2017 Минобразования, Минкультуры,
ние ежегодных акций и годы Министерство социальной
мероприятий в образо- защиты населения Забайкальского
вательных учреждениях, края (далее - Минсоцза-щиты)
учреждениях культуры:
ко Дню пожилого чело-
века (1 октября); ко
Дню инвалидов
(3 декабря); ко Дню
защиты детей (1 июня)

1.12 Разработка и реализа- 2013-2015 Минобразования, Министерство
ция плана мероприятий годы здравоохранения Забайкальского
по профилактике суици- края (далее - Минздрав)
дального поведения
среди обучающихся
образовательных
учреждений

1.13 Разработка и организа- 2013-2017 Минобразования
ция мероприятий для годы
детей и молодежи, спо-
собствующих формирова-
нию духовных и нравст-
венных ценностей,
позволяющих противо-
стоять стрессам и не-
гативному воздействию
окружающей среды

1.14 Организация и проведе- 2013-2017 Минобразования
ние фестиваля годы
социальных проектов
среди студентов вузов
и ССУЗов Забайкальско-
го края

2. В сфере здравоохранения, развития физической культуры и
массового спорта

2.1 Развитие службы 2013-2017 Минздрав
здоровья (центров, годы
отделений, кабинетов
медицинской профилак-
тики и планирования
семьи, кабинетов
здорового ребенка,
кабинетов медико-пси-
хологической помощи,
консультативных полик-
линик по профилактике
и борьбе со СПИДом)

2.2 Совершенствование 2013-2017 Минздрав
профилактических меро- годы
приятий по снижению
детской смертности
от управляемых причин

2.3 Развитие центров реа- 2013-2017 Минздрав
билитации для детей годы
с ограниченными возмо-
жностями

2.4 Развитие сети 2013-2017 Министерство физической
физкультурно - годы культуры и спорта Забайкальского
оздоровительных и края (далее - Минспорт)
спортивных сооружений,
в том числе малых
форм по месту
жительства, и
повышение эффективнос-
ти их использования

2.5 Обеспечение условий 2013-2017 Минспорт, Минздрав
для ведения здорового годы
образа жизни, в том
числе для бесплатных
занятий физической
культурой по месту
жительства и работы,
формированию у населе-
ния мотивации по
сохранению здоровья

2.6 Проведение краевых ежегодно Минспорт, Министерство
(летних) сельских сельского хозяйства и
спортивных продовольствия Забайкальского
края

2.7 Организация обеспече- 2013-2016 Минздрав, Минобразования,
ния физического воспи- годы Минспорт
тания и закаливания,
гигиенического воспи-
тания детей, профилак-
тики наркомании,
алкоголизма и табако-
курения, формирования
навыков здорового
образа жизни

2.8 Проведение военно-пат- 2013-2017 Минспорт, Минобразования,
риотических и спортив- годы Минздрав
ных мероприятий, по-
священных памятным
датам в истории
Отечества

2.9 Создание условий для 2013-2017 Минспорт, Минздрав
организации семейного годы
отдыха

2.10 Создание условий для 2013 год Минспорт, Минобразования
занятий физической
культурой и спортом
для граждан пожилого
возраста в спортивных
залах общеобразова-
тельных учреждений,
а также в спортивных
комплексах, ДЮСШ, на
стадионах

2.11 Проведение конкурсов ежегодно Уполномоченные органы
на получение субсидий исполнительной власти
социально ориентирова- Забайкальского края согласно
нными некоммерческими постановлению Правительства
организациями, осуще- Забайкальского края от 7 июля
ствляющими свою 2011 г. № 247
деятельность в сфере
улучшения физического,
психологического и
социального здоровья
населения, формирова-
ния нравственных и
духовных ценностей

2.12 Проведение выставки- ежегодно Управление по внутренней
презентации деятельно- политике Губернатора
сти некоммерческих Забайкальского края
организаций
Забайкальского края
(ярмарки социально
значимых проектов) в
рамках ежегодного
Гражданского форума с
участием некоммерчес-
ких организаций,
осуществляющих свою
деятельность в сфере
улучшения физического,
психологического и
социального здоровья
населения, формирова-
ния нравственных и
духовных ценностей

2.13 Реализация мероприятий 2013-2014 Минсоцзащиты
краевой долгосрочной годы
целевой программы
"Социальная реабилита-
ция и адаптация лиц,
освободившихся из мест
лишения свободы (2011
-2014 годы)"

2.14 Реализация мероприятий 2013-2015 Минсоцзащиты
краевой долгосрочной годы
целевой программы
"Социальная реабилита-
ция лиц без определен-
ного места жительства
на 2012-2015 годы

3. В сфере культуры

3.1 Реализация проекта по 2013-2017 Минкультуры
патриотическому воспи- годы
танию населения
"Святая к Родине
любовь"

3.2 Организация выставоч- 2013-2017 Минкультуры
ной деятельности, про- годы
ведение мастер-классов
по различным направле-
ниям декоративно-прик-
ладного и изобрази-
тельного искусства

3.3 Организация издательс- 2013-2017 Минкультуры
кой деятельности, под- годы
готовка, издание и
распространение мето-
дических материалов по
вопросам социально-
культурной деятельно-
сти, краеведения,
музейного и библиотеч-
ного дела

3.4 Проведение фестивалей 2013-2017 Минкультуры
национальных культур годы
народов Забайкалья

3.5 Проведение Дней муни- 2013 год Министерство территориального
ципальных районов развития Забайкальского края
Забайкальского края (далее - Минтерразви-тия),
Минкультуры, Минспорт, исполни-
тельные органы государственной
власти Забайкальского края
согласно распоряжению Губернато-
ра Забайкальского края от 10
октября 2012 г. № 472-р, органы
местного самоуправления
Забайкальского края

3.6 Разработка программ и 2013 год Минобразования
методических рекомен-
даций по туристско-
экскурсионной краевед-
ческой работе

3.7 Проведение литератур- ежегодно Минкультуры, Минобразования
ного праздника "Забай-
кальская осень"

3.8 Проведение мероприятий 2013-2014 Минобразования, Минкультуры
по популяризации годы
государственных
символов

3.9 Разработка, организа- ежегодно Минкультуры, Минобразования
ция и проведение меро-
приятий, посвященных
государственным празд-
никам и памятным датам
истории России, Забай-
кальского края, в т.ч.
День России; День Го-
сударственного флага
Российской Федерации;
День народного единст-
ва; День образования
Забайкальского края
и др.

3.10 Поддержка и развитие 2013-2017 Минкультуры
любительского творче- годы
ства населения края

3.11 Реализация краевой 2013-2015 Минтерразвития
долгосрочной целевой годы
программы "Экономичес-
кое и социальное
развитие коренных
малочисленных народов
Севера в Забайкальском
крае (2013-2015 годы)"

4. В сфере семейной политики

4.1 Проведение мероприя- ежегодно Минкультуры, Департамент записи
тий, посвященных актов гражданского состояния
Всероссийскому дню Забайкальского края (далее -
семьи, любви и верно- Департамент ЗАГС), Минобразова-
сти (8 июля), Дню ния
семьи (15 мая), Дню
матери (по следнее
воскресенье ноября)

4.2 Создание "Координацио- 2013 год Читинская и Краснокаменская
нного совета по реше- Епархия Русской Православной
нию проблем семьи и Церкви (Московский Патриархат),
семейного воспитания Минобразования, Минсоцзащиты
Забайкальского края"

4.3 Проведение круглых 2013-2017 Минобразования, Минсоцзащиты,
столов на тему "Роль годы Департамент ЗАГС
семьи в обществе"

4.4 Организация работы 2013-2017 Минсоцзащиты, Департамент
клубов по укреплению годы ЗАГС
статуса семьи, форми-
рованию морально-нрав-
ственных основ воспи-
тания детей и подрост-
ков

4.5 Создание в музеях 2013-2017 Минобразования
общеобразовательных годы
учреждений экспозиций
"Моя родословная"

4.6 Проведение работы по 2013-2017 Минкультуры
организации семейного годы
досуга, пропаганде
семейных ценностей

4.7 Создание службы опера- 2013-2014 Минсоцзащиты
тивного реагирования годы
для работы с семьей,
детьми, попавшими в
трудную жизненную
ситуацию

4.8 Профилактика отказов 2013-2014 Минсоцзащиты
от новорожденных годы

4.9 Проведение цикла семи- 2013-2014 Минсоцзащиты
наров на базе ГУСО годы
"Центр психолого-педа-
гогической помощи на-
селению "Доверие"
Забайкальского края по
темам "Ответственное
родительство", "Опти-
мизация детско-роди-
тельских отношений в
профилактической
работе", "Технологии
психолого-педагогиче-
ского сопровождения
неблагополучных семей
с детьми" и др.

4.10 Издание статей, бук- 2013-2014 Минсоцзащиты, Минобразования,
летов, методической годы Минздрав
литературы по профи-
лактике отказов от
новорожденных, пропа-
ганде в обществе
ценностного отношения
к семье

4.11 Создание и функциони- 2013 год Минсоцзащиты, Минздрав
рование молодежных
добровольческих
бригад для организа-
ции помощи гражданам
пожилого возраста

4.12 Разработка и реализа- 2013-2015 Минсоцзащиты
ция Концепции межве- годы
домственного сопрово-
ждения инвалидов и
семей, воспитывающих
детей-инвалидов

5. В сфере молодежной политики

5.1 Формирование делега- 2013-2014 Минобразования Забайкальского
ций Забайкальского годы края
края и ее участие в
работе смен гражданс-
ко-патриотической
направленности Всеро-
ссийского молодежного
образовательного
форума "Селигер"

5.2 Проведение краевых 2013-2015 Минспорт
спартакиад, фестива- годы
лей, слетов сельской
молодежи с целью фор-
мирования приоритета
здорового образа
жизни

5.3 Проведение краевых 2013-2015 Минспорт
физкультурно-спортив- годы
ных фестивалей студе-
нтов учреждений выс-
шего и среднего
профессионального
образования

5.4 Проведение мероприя- 2013-2015 Минспорт
тий, направленных на годы
пропаганду здорового
образа жизни, на базе
подростковых и моло-
дежных клубов, клубов
по месту жительства

5.5 Проведение молодежных 2013-2015 Минобразования
туристических, крае- годы
ведческих лагерей
(слетов)

5.6 Проведение патриоти- 2013-2015 Минобразования
ческих мероприятий в годы
детских и молодежных
организациях, мероп-
риятий, направленных
на предотвращение
проявлений экстремиз-
ма в молодежной среде

5.7 Проведение 2013-2015 Минобразования
национальных самобыт- годы
ных праздников "Рож-
дество", "Сагаалган",
"Кур-бан-Байрам" и
других мероприятий по
формированию культуры
межэтнических и меж-
конфессиональных
отношений в молодеж-
ной среде

5.8 Проведение акций по 2013-2015 Минобразования
профилактике десоциа- годы
лизации и маргинали-
зации молодежи
(месячники правовых
знаний, викторины,
рейды и другие)

5.9 Организация курсов на 2013-2015 Минобразования, Минздрав
базе клубов молодой годы
семьи по направле-
ниям: социальная
адаптация, основы
семейной жизни,
сохранение репродук-
тивного здоровья

5.10 Проведение краевого 2013-2015 Минобразования
фестиваля "Молодая годы
семья"

5.11 Проведение молодежных 2013-2015 Минобразования
научно-практических годы
конференций по акту-
альным проблемам
молодежи

5.12 Проведение фестиваля 2013-2015 Минобразования
конкурса "Забайкальс- годы
кая студенческая
весна"

5.13 Проведение мониторин- 2013-2015 Минобразования,
га социального само- годы Государственная служба занятости
чувствия и занятости населения Забайкальского края
молодежи Забайкалья (далее - Служба занятости
населения)

5.14 Проведение мероприя- 2013-2015 Минобразования, Служба занятости
тий по содействию годы населения
временной занятости,
профессиональной
ориентации

5.15 Подготовка методичес- 2013-2015 Минобразования
ких материалов по годы
профессиональному
становлению и занято-
сти молодежи

5.16 Проведение мероприя- 2013-2015 Минобразования
тий по развитию дви- годы
жения студенческих
трудовых и волонтерс-
ких отрядов

5.17 Проведение 2013-2014 Минобразования
Забайкальского моло- годы
дежного туристическо-
го слета "Экспедиция"

5.18 Проведение конкурса 2013-2015 Минобразования
муниципальных годы
молодежных программ

5.19 Проведение Межрегио- ежегодно Министерство МСВЭСТ
нального туристского
фестиваля в Каларском
районе

5.20 Выполнение плана ме- 2013-2017 Департамент государственного
роприятий Государст- годы имущества и земельных отношений
венного автономного Забайкальского края
учреждения "Центр
военно- патриотичес-
кого воспитания "Дом
офицеров Забайкальс-
кого края" по форми-
рованию условий для
гражданского, патрио-
тического и духовно-
нравственного воспи-
тания населения
Забайкальского края.

5.21 Выполнение плана ме- 2013-2017 Департамент государственного
роприятий Государст- годы имущества и земельных отношений
венного автономного Забайкальского края
учреждения "Дворец
молодежи Забайкальс-
кого края" по форми-
рованию условий для
гражданского, патрио-
тического и духовно-
нравственного воспи-
тания населения
Забайкальского края

6. В сфере использования информационных ресурсов

6.1 Проведение конкурса 2013-2014 Минобразования
на лучшее освещение годы
проблем патриотичес-
кого воспитания моло-
дежи в электронных и
печатных средствах
массовой информации
(далее - СМИ)

6.2 Создание, ресурсное 2013-2014 Минобразования
обеспечение, ежегод- годы
ное обновление и соп-
ровождение сайта
"Патриоты Забайкалья"

6.3 Пропаганда здорового 2013-2015 Минздрав, Минспорт, Министерство
образа жизни, ценно- годы трудовых ресурсов и демографиче
сти здоровья в СМИ ской политики Забайкальского
края (далее - Минтруд)

6.4 Работа со СМИ по 2013-2014 Минздрав, Минсоцзащиты
профилактике отказов годы
от новорожденных, по
усилению воспита-
тельного потенциала
семьи (телесюжеты,
публикации)

6.5 Размещение в СМИ 2013-2015 Филиал ФГУП "ВГТРК" ГТРК "Чита"
программ, выпусков, годы
освещающих участие
молодежи в социально-
экономической и поли-
тической жизни страны
и Забайкальского
края, создающих в
общественном сознании
положительный образ
молодого человека

6.6 Разработка и реализа- 2013-2017 Минобразования
ция комплекса меро- годы
приятий по защите
детей и подростков от
информации, наносящей
вред их здоровью,
нравственному и
духовному развитию

6.7 Организация циклов 2013 год Минтруд
радиопередач "О
вопросах патриотичес-
кого воспитания на
примере достойных
земляков"



------------------------------------------------------------------